Как оживить персонажей

personas as dollsНа одном из наших проектов заказчица придумала вот такой интересный способ оживить персонажей. Почему бы и нет, если это позволяет команде проникнуться потребностями пользователей и никогда не забывать о них? 🙂

Пост пятый, вдохновительный

Привожу здесь свои рассуждения на тему “Где взять вдохновение для решения задач по UX“, прозвучавшие пятничным утром на UX meetup-е.

Итак…

Вдохновение нам особенно нужно тогда, когда мы решаем задачи, в которых присутствует некая степень неопределенности. Если речь идет о рутинных задачах, которые мы прекрасно представляем, как выполнять, тут все просто: ритмичную музыку в наушники, клавиатуру в зубы и вперед. А вот если задачу мы себе представляем не полностью, совсем другой разговор. Притом учитывая IT реалии, сидеть и ждать, пока снизойдет вдохновение – не наш метод. Хотелось бы иметь тумблер, который бы включать режим “Вдохновение”. А пока такого тумблера не изобрели, расскажу, что помогает лично мне.

1. Наш прошлый опыт. Сталкиваясь с новой задачей, я всегда спрашиваю себя о том, приходилось ли мне делать нечто подобное в прошлом. И если приходилось, я анализирую, сработало ли мое решение и подойдет ли оно для текущего контекста. Можно, наверное, и слепо копировать раз за разом. Но я для себя решила стараться делать каждый последующий проект лучше, чем предыдущий. Потому свою прошлую работу всегда стараюсь покритиковать и улучшить.

2. Вдохновляющие примеры. Очень помогает просмотр поисковой выдачи по словам Showcase of beautiful [вставить слово] design. Вместо квадратных скобок может быть что угодно: форма авторизации, домашняя страница, опрос, форма обратной связи и любой другой объект, который с завидной частотой встречается на сайтах. Почему я ищу именно красивые примеры: утверждение спорно, но тем не менее я считаю, что по-настоящему удачные решения редко бывают некрасивыми (речь идет об особенной красоте, встречающейся, например, в тригонометрии). При этом обратное утверждение неверно: не все красивые решения удачны. Есть у меня любимые источники вдохновения, где часто публикуют подобные подборки: www.smashingmagazine.com, www.designmodo.com, www.inspirationfeed.com, www.naldzgraphics.net.

3. Реальные объекты. Мой образец для подражания здесь – это то, как из навигационной системы в аэропортах родилась идея Metro дизайна. Создавая что-то новое, я всегда оглядываюсь на то, как задача выполняется “оффлайн” (если это возможно, конечно). Чем это хорошо: если пользователь уже выполняет какую-то деятельность, это говорит о том, что мы можем использовать его ментальную модель для переноса деятельности “онлайн”: тем самым мы упростим обучение. В то же время при переводе деятельности в электронный вид, мы приобретаем некоторые уникальные возможности, которые могут ее улучшить (например, автоматизация рутинных операций, возможность хранить историю, исправлять ошибки и т.п.). Поэтому стоит обращать внимание на 2 аспекта:

а) сильные стороны оффлайн решения, которые стоит постараться сохранить;

б) сильные стороны онлайн решения, которые можно добавить.

4. Конкуренты. Куда же без них. Многие системы, которые мы создаем, не уникальны. Поэтому стоит посматривать в сторону аналогов, хотя бы для того, чтобы понять, что работает, а что – нет. Опасность, которая здесь таится: соблазн скопировать. Этого делать не стоит: у систем, как и у людей, должен быть свой индивидуальный стиль. Если ваша система состоит из кусков подсмотренных решений, она начинает восприниматься другими как жалкий подражатель без своего мнения и внутреннего стержня. Поэтому подсмотрев, как сделано у конкурентов, нужно напрячь извилины и сделать не так же, а лучше.

5. Коллеги. Я люблю советоваться с членами команды. При этом чаще всего советниками выступают программисты. Объясню, почему: во-первых, если ваше решение выдержит критику программиста, вы приобретете +5XP к Persuasion. Во-вторых, у программистов часто за плечами очень много разнообразного опыта и они могут подкинуть хорошие идеи. В-третьих, многие программисты “гики”, они следят за свежими решениями и новыми подходами, и могут указать на что-то с точки зрения пользователя. Ну и в-четвертых, советовать программисты любят. Главное помнить, что решение все равно за вами.

6. Инструменты. Если все, что было перечислено выше, не помогает, есть смысл обратиться к специальным инструментам. Что может выступать в роли таких инструментов: Mental Notes карточки, Mind Maps, метод 6 шляп и в принципе любые методы, в основе которых так или иначе лежит мозговой штурм. Есть еще индивидуальные особенности, за которыми стоит понаблюдать: создание определенной атмосферы способствует появлению вдохновения. Для кого-то сработает классическая музыка, для кого-то – несколько кофейных зерен на столе, для кого-то – шоколадка.

Это пока все, что пришло в голову. Буду рада почитать о методах, которые используют остальные.

Пост второй, ностальгический

Топ 7 вещей, которые меня вдохновляли на протяжении прошедшего года (и продолжают вдохновлять):

1. Mental notes:

Это точно #1 инструмент для вдохновения, не раз наталкивал на интересные решения, о которых иначе едва ли задумаешься. Карточки я люблю, еще с тех пор, как в пачки Cheetos стали подкладывать карточки с драконами. У меня их, кстати, 12. Есть повторные, так что готова обменять, если что.

Что касается этих карточек: пользоваться чертовски приятно. Сделаны на совесть, начиная от коробки с логотипом мозга на ней, и заканчивая самими карточками, на которых не просто написаны психологические принципы, но и приведены конкретные советы по тому, как эти принципы использовать на практике в интерфейсах. Каждая карточка снабжена также отлично исполненными иллюстрациями от Кевина Корнелла. Карточек в наборе 50 штук, все они разделены по категориям: убеждение (Persuation), внимание (Attention), понимание (Understanding), память (Memory), осмысление (Comprehension) (абсолютное большинство карточек относится к категории “убеждение”, многие – сразу к нескольким категориям). Как использовать:

  • для начала я завела себе за правило выбирать “карточку дня” и ставить ее возле монитора. В те моменты, когда возникают небольшие перерывы в работе, можно перечитать карточку, таким образом подкинув топлива в мозг. В итоге за пару месяцев отлично запоминаются все принципы, более того, они сами приходят на ум при решении разных задач. Есть и дополнительный эффект: проходящие мимо девелоперы завлекаются картинкой и волей-неволей узнают что-то полезное.
  • можно использовать карточки в процессе проектирования взаимодействия системы с пользователем. В частности, при составлении карты сценария. Как это было на практике: после того, как был разработан черновой сценарий взаимодействия, каждый шаг был выписан на отдельный стикер для коллективного обсуждения. Мы в этом обсуждении использовали карточки, рандомом вытаскивая по 3 штуки на сценарий и придумывая, как можно использовать тот или иной принцип.
  • можно использовать в одиночку, если сходу нет идей, как добавить “изюминку” в интерфейс. Особенно это актуально для сколько-нибудь развлекательных систем (хотя в целом принципы, которые есть на карточках, тот же Recognition over Recall), подходят и для серьезных приложений.

2. Metro design

Вот это для меня стало настоящим откровением. Дело в том, что я весьма спокойно отношусь в мобильным устройствам (читай: не собираюсь в обозримом будущем менять свой скромный телефон на смартфон), и даже не посматривала в эту сторону как на что-то, где можно черпать идеи. Но потом я забрела на конференцию User Experience Russia 2011 и Меган Донахью покорила меня рассказом о том, что на самом деле Microsoft  имели в виду, создавая Windows Phone 7. Смешно, но до этого объяснения меня все эти метро-штучки не впечатляли. А тут все вдруг разложилось по полочкам. Ничего лишнего, контент прежде всего, отказ от подражания реальному миру в пользу инфографики. Никаких тебе приевшихся градиентов и тенек. В общем посмотрела я на все это дело и поняла, что это мое. Так что язык дизайна Metro занимает почетную вторую строчку в рейтинге источников вдохновения. Если бы смартфоны не были такого зверского размера, что не помещаются ни в руку, ни в карман, я бы даже приобрела себе винфон.

3. Курсы по юзабилити

Вот тут есть чем гордиться и вдохновляться. Мы с Юрой Ведениным сначала подумали, почему бы нам не запустить такие курсы, а потом взяли и запустили. На протяжение долгих 4.5 месяцев мы мучали студентов, читали лекции по юзабилити, проектированию интерфейсов, user experience, общей психологии, бизнес-анализу и даже немного SEO и QA. Более подробно сей процесс описан здесь, здесь и здесь. Не могу сказать, что это было легко: все же так как это для нас был первый опыт, многое приходилось изменять “на лету”. В некотором роде это был выматывающий опыт. Но я чувствую, что для меня это был большой шаг вперед. Я сама узнала порядком нового, структурировала свои знания и получила много вдохновляющих идей.

4. Color Wheel

Вот такую штучку я отыскала в одной художественной галерее в Копенгагене. Предназначена она, прежде всего, для художников. С одной стороны круга можно оценить, какие оттенки получаются при смешивании красок разных цветов, а с другой показаны цветовые комбинации (да-да, те самые монохроматические схемы, комплиментарные, триады, тетрады). Без преувеличений: игрушка красивая, но использование у меня получается нецелевое. Ни разу с ее помощью не придумывала цветовых схем. Зато если взять круг в руки и задумчиво его вертеть, а) в голову приходят разные идеи б) со стороны создается впечатление занятости и никто не пристает с вопросами. Раньше я с такой целью использовала шарообразное облако тегов на сайте analyst.by, но им пожертвовали в угоду социального виджета. Приходится выкручиваться подручными средствами.

5. Empathy maps

Про этот инструмент читала довольно давно, все хотела попробовать, да повода не было. А тут скаталась на UX Camp в Киев, где одной из задач было разработать Empathy map – и понеслась. Сразу как приехала, заставила студентов на курсах рисовать такую штуку (что, кстати, было довольно весело). Нарисовала такую карту и на своих текущих проектах: в числе прочего, передо мной стояла задача найти места, где тусуются определенные пользователи, и посмотреть, что они говорят. Так вот результаты такого исследования “на ура” накладываются на empathy map. Ну и, конечно же, нельзя было не поделиться этой темой с коллегами, так что на нашем внутреннем UX митапе: сначала обсудили, а потом и построили такую карту. Из чего состоит карта:

  • Think & Feel: мысли и чувства пользователя (“мне бы хотелось меньше времени тратить на…”, “сомневаюсь, что моему бизнесу поможет…”)
  • Hear: слухи, то, что говорят друзья, коллеги, люди, чье мнение имеет авторитет для пользователя (“я слышал, что конкуренты увеличили свой доход за счет… “)
  • See: объекты объективной реальности, которые видит пользователь (сайты конкурентов, объявления в метро и т.п.)
  • Say & Do: поведение пользователя, его слова (активный постинг в соц. сетях, копирование поведения других людей, долгие раздумья при принятии решения и т.п.)
  • Pain: проблемы и беспокойства (на … уходит слишком много времени, … слишком сложно, “мое мнение не имеет значения” и т.п.)
  • Gain: польза, которую мы можем принести своим проектом конкретному человеку (уменьшить расходы, увеличить доходы, дать чувство уверенности в себе, способствовать самореализации, познанию и т.п. )

6. UX meetups

Еще одна масштабная авантюра, в которую меня вовлекли. Пару недель назад мы ввели практику встреч с коллегами по вопросам UX в дружественной атмосфере. На встречах за едой обсуждаем любые темы из мира UX, бизнес-анализа и IT в целом. Причем стараемся это делать в виде дискуссии, а не скучных монотонных лекций. Начали недавно, так что непонятно пока, во что это выльется, но все участники очень довольны, планов громадье и много-много источников вдохновения.

7. Страница 404 на Mint.com

Юмор я люблю . Особенно в неожиданных местах. Эта страница меня покорила. Есть, конечно, много других хороших 404 страниц (молдавские гастарбайтеры вообще вне конкуренции, у них такая заводная музыка). Все уговариваю одного нашего разработчика сделать нечто подобное, но он стесняется. Правда, я уже убедила его пойти на танцы (кстати говоря, он делает успехи, за которыми я постоянно слежу), и даже почти убедила начать растить усы. Так что шансы есть, сдаваться я точно не собираюсь.