Пост пятый, вдохновительный

Привожу здесь свои рассуждения на тему “Где взять вдохновение для решения задач по UX“, прозвучавшие пятничным утром на UX meetup-е.

Итак…

Вдохновение нам особенно нужно тогда, когда мы решаем задачи, в которых присутствует некая степень неопределенности. Если речь идет о рутинных задачах, которые мы прекрасно представляем, как выполнять, тут все просто: ритмичную музыку в наушники, клавиатуру в зубы и вперед. А вот если задачу мы себе представляем не полностью, совсем другой разговор. Притом учитывая IT реалии, сидеть и ждать, пока снизойдет вдохновение – не наш метод. Хотелось бы иметь тумблер, который бы включать режим “Вдохновение”. А пока такого тумблера не изобрели, расскажу, что помогает лично мне.

1. Наш прошлый опыт. Сталкиваясь с новой задачей, я всегда спрашиваю себя о том, приходилось ли мне делать нечто подобное в прошлом. И если приходилось, я анализирую, сработало ли мое решение и подойдет ли оно для текущего контекста. Можно, наверное, и слепо копировать раз за разом. Но я для себя решила стараться делать каждый последующий проект лучше, чем предыдущий. Потому свою прошлую работу всегда стараюсь покритиковать и улучшить.

2. Вдохновляющие примеры. Очень помогает просмотр поисковой выдачи по словам Showcase of beautiful [вставить слово] design. Вместо квадратных скобок может быть что угодно: форма авторизации, домашняя страница, опрос, форма обратной связи и любой другой объект, который с завидной частотой встречается на сайтах. Почему я ищу именно красивые примеры: утверждение спорно, но тем не менее я считаю, что по-настоящему удачные решения редко бывают некрасивыми (речь идет об особенной красоте, встречающейся, например, в тригонометрии). При этом обратное утверждение неверно: не все красивые решения удачны. Есть у меня любимые источники вдохновения, где часто публикуют подобные подборки: www.smashingmagazine.com, www.designmodo.com, www.inspirationfeed.com, www.naldzgraphics.net.

3. Реальные объекты. Мой образец для подражания здесь – это то, как из навигационной системы в аэропортах родилась идея Metro дизайна. Создавая что-то новое, я всегда оглядываюсь на то, как задача выполняется “оффлайн” (если это возможно, конечно). Чем это хорошо: если пользователь уже выполняет какую-то деятельность, это говорит о том, что мы можем использовать его ментальную модель для переноса деятельности “онлайн”: тем самым мы упростим обучение. В то же время при переводе деятельности в электронный вид, мы приобретаем некоторые уникальные возможности, которые могут ее улучшить (например, автоматизация рутинных операций, возможность хранить историю, исправлять ошибки и т.п.). Поэтому стоит обращать внимание на 2 аспекта:

а) сильные стороны оффлайн решения, которые стоит постараться сохранить;

б) сильные стороны онлайн решения, которые можно добавить.

4. Конкуренты. Куда же без них. Многие системы, которые мы создаем, не уникальны. Поэтому стоит посматривать в сторону аналогов, хотя бы для того, чтобы понять, что работает, а что – нет. Опасность, которая здесь таится: соблазн скопировать. Этого делать не стоит: у систем, как и у людей, должен быть свой индивидуальный стиль. Если ваша система состоит из кусков подсмотренных решений, она начинает восприниматься другими как жалкий подражатель без своего мнения и внутреннего стержня. Поэтому подсмотрев, как сделано у конкурентов, нужно напрячь извилины и сделать не так же, а лучше.

5. Коллеги. Я люблю советоваться с членами команды. При этом чаще всего советниками выступают программисты. Объясню, почему: во-первых, если ваше решение выдержит критику программиста, вы приобретете +5XP к Persuasion. Во-вторых, у программистов часто за плечами очень много разнообразного опыта и они могут подкинуть хорошие идеи. В-третьих, многие программисты “гики”, они следят за свежими решениями и новыми подходами, и могут указать на что-то с точки зрения пользователя. Ну и в-четвертых, советовать программисты любят. Главное помнить, что решение все равно за вами.

6. Инструменты. Если все, что было перечислено выше, не помогает, есть смысл обратиться к специальным инструментам. Что может выступать в роли таких инструментов: Mental Notes карточки, Mind Maps, метод 6 шляп и в принципе любые методы, в основе которых так или иначе лежит мозговой штурм. Есть еще индивидуальные особенности, за которыми стоит понаблюдать: создание определенной атмосферы способствует появлению вдохновения. Для кого-то сработает классическая музыка, для кого-то – несколько кофейных зерен на столе, для кого-то – шоколадка.

Это пока все, что пришло в голову. Буду рада почитать о методах, которые используют остальные.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *