Пост второй, ностальгический

Топ 7 вещей, которые меня вдохновляли на протяжении прошедшего года (и продолжают вдохновлять):

1. Mental notes:

Это точно #1 инструмент для вдохновения, не раз наталкивал на интересные решения, о которых иначе едва ли задумаешься. Карточки я люблю, еще с тех пор, как в пачки Cheetos стали подкладывать карточки с драконами. У меня их, кстати, 12. Есть повторные, так что готова обменять, если что.

Что касается этих карточек: пользоваться чертовски приятно. Сделаны на совесть, начиная от коробки с логотипом мозга на ней, и заканчивая самими карточками, на которых не просто написаны психологические принципы, но и приведены конкретные советы по тому, как эти принципы использовать на практике в интерфейсах. Каждая карточка снабжена также отлично исполненными иллюстрациями от Кевина Корнелла. Карточек в наборе 50 штук, все они разделены по категориям: убеждение (Persuation), внимание (Attention), понимание (Understanding), память (Memory), осмысление (Comprehension) (абсолютное большинство карточек относится к категории “убеждение”, многие – сразу к нескольким категориям). Как использовать:

  • для начала я завела себе за правило выбирать “карточку дня” и ставить ее возле монитора. В те моменты, когда возникают небольшие перерывы в работе, можно перечитать карточку, таким образом подкинув топлива в мозг. В итоге за пару месяцев отлично запоминаются все принципы, более того, они сами приходят на ум при решении разных задач. Есть и дополнительный эффект: проходящие мимо девелоперы завлекаются картинкой и волей-неволей узнают что-то полезное.
  • можно использовать карточки в процессе проектирования взаимодействия системы с пользователем. В частности, при составлении карты сценария. Как это было на практике: после того, как был разработан черновой сценарий взаимодействия, каждый шаг был выписан на отдельный стикер для коллективного обсуждения. Мы в этом обсуждении использовали карточки, рандомом вытаскивая по 3 штуки на сценарий и придумывая, как можно использовать тот или иной принцип.
  • можно использовать в одиночку, если сходу нет идей, как добавить “изюминку” в интерфейс. Особенно это актуально для сколько-нибудь развлекательных систем (хотя в целом принципы, которые есть на карточках, тот же Recognition over Recall), подходят и для серьезных приложений.

2. Metro design

Вот это для меня стало настоящим откровением. Дело в том, что я весьма спокойно отношусь в мобильным устройствам (читай: не собираюсь в обозримом будущем менять свой скромный телефон на смартфон), и даже не посматривала в эту сторону как на что-то, где можно черпать идеи. Но потом я забрела на конференцию User Experience Russia 2011 и Меган Донахью покорила меня рассказом о том, что на самом деле Microsoft  имели в виду, создавая Windows Phone 7. Смешно, но до этого объяснения меня все эти метро-штучки не впечатляли. А тут все вдруг разложилось по полочкам. Ничего лишнего, контент прежде всего, отказ от подражания реальному миру в пользу инфографики. Никаких тебе приевшихся градиентов и тенек. В общем посмотрела я на все это дело и поняла, что это мое. Так что язык дизайна Metro занимает почетную вторую строчку в рейтинге источников вдохновения. Если бы смартфоны не были такого зверского размера, что не помещаются ни в руку, ни в карман, я бы даже приобрела себе винфон.

3. Курсы по юзабилити

Вот тут есть чем гордиться и вдохновляться. Мы с Юрой Ведениным сначала подумали, почему бы нам не запустить такие курсы, а потом взяли и запустили. На протяжение долгих 4.5 месяцев мы мучали студентов, читали лекции по юзабилити, проектированию интерфейсов, user experience, общей психологии, бизнес-анализу и даже немного SEO и QA. Более подробно сей процесс описан здесь, здесь и здесь. Не могу сказать, что это было легко: все же так как это для нас был первый опыт, многое приходилось изменять “на лету”. В некотором роде это был выматывающий опыт. Но я чувствую, что для меня это был большой шаг вперед. Я сама узнала порядком нового, структурировала свои знания и получила много вдохновляющих идей.

4. Color Wheel

Вот такую штучку я отыскала в одной художественной галерее в Копенгагене. Предназначена она, прежде всего, для художников. С одной стороны круга можно оценить, какие оттенки получаются при смешивании красок разных цветов, а с другой показаны цветовые комбинации (да-да, те самые монохроматические схемы, комплиментарные, триады, тетрады). Без преувеличений: игрушка красивая, но использование у меня получается нецелевое. Ни разу с ее помощью не придумывала цветовых схем. Зато если взять круг в руки и задумчиво его вертеть, а) в голову приходят разные идеи б) со стороны создается впечатление занятости и никто не пристает с вопросами. Раньше я с такой целью использовала шарообразное облако тегов на сайте analyst.by, но им пожертвовали в угоду социального виджета. Приходится выкручиваться подручными средствами.

5. Empathy maps

Про этот инструмент читала довольно давно, все хотела попробовать, да повода не было. А тут скаталась на UX Camp в Киев, где одной из задач было разработать Empathy map – и понеслась. Сразу как приехала, заставила студентов на курсах рисовать такую штуку (что, кстати, было довольно весело). Нарисовала такую карту и на своих текущих проектах: в числе прочего, передо мной стояла задача найти места, где тусуются определенные пользователи, и посмотреть, что они говорят. Так вот результаты такого исследования “на ура” накладываются на empathy map. Ну и, конечно же, нельзя было не поделиться этой темой с коллегами, так что на нашем внутреннем UX митапе: сначала обсудили, а потом и построили такую карту. Из чего состоит карта:

  • Think & Feel: мысли и чувства пользователя (“мне бы хотелось меньше времени тратить на…”, “сомневаюсь, что моему бизнесу поможет…”)
  • Hear: слухи, то, что говорят друзья, коллеги, люди, чье мнение имеет авторитет для пользователя (“я слышал, что конкуренты увеличили свой доход за счет… “)
  • See: объекты объективной реальности, которые видит пользователь (сайты конкурентов, объявления в метро и т.п.)
  • Say & Do: поведение пользователя, его слова (активный постинг в соц. сетях, копирование поведения других людей, долгие раздумья при принятии решения и т.п.)
  • Pain: проблемы и беспокойства (на … уходит слишком много времени, … слишком сложно, “мое мнение не имеет значения” и т.п.)
  • Gain: польза, которую мы можем принести своим проектом конкретному человеку (уменьшить расходы, увеличить доходы, дать чувство уверенности в себе, способствовать самореализации, познанию и т.п. )

6. UX meetups

Еще одна масштабная авантюра, в которую меня вовлекли. Пару недель назад мы ввели практику встреч с коллегами по вопросам UX в дружественной атмосфере. На встречах за едой обсуждаем любые темы из мира UX, бизнес-анализа и IT в целом. Причем стараемся это делать в виде дискуссии, а не скучных монотонных лекций. Начали недавно, так что непонятно пока, во что это выльется, но все участники очень довольны, планов громадье и много-много источников вдохновения.

7. Страница 404 на Mint.com

Юмор я люблю . Особенно в неожиданных местах. Эта страница меня покорила. Есть, конечно, много других хороших 404 страниц (молдавские гастарбайтеры вообще вне конкуренции, у них такая заводная музыка). Все уговариваю одного нашего разработчика сделать нечто подобное, но он стесняется. Правда, я уже убедила его пойти на танцы (кстати говоря, он делает успехи, за которыми я постоянно слежу), и даже почти убедила начать растить усы. Так что шансы есть, сдаваться я точно не собираюсь.


4 thoughts on “Пост второй, ностальгический

  1. А какие-какие у тебя повторные карточки читос? 🙂
    Твой совет с mental notes – “карточка дня” – прямо сейчас использую, спасибо.

    Теперь понятно, что тебя вдохновило на доклад про вдохновение 🙂

  2. А какие у тебя повторные карточки читос? 🙂
    Твой совет про mental notes – “карточки дня” – прямо сейчас использую, спасибо.

    Теперь понятно, что тебя вдохновило на доклад про вдохновение 🙂

  3. О, ну наконец-то я набрел на эту таинственную хрень из блокнота аналитиков – empathy map:). Теперь примерно понял, что это такое. Только пока не понял, зачем:). А Джастин жгет).

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *