Пост шестой, запоздавший

Довелось мне намедни поприсутствовать на событии  КУ-meetup#5 “С какой стороны подкатить к дизайну?”. Было это аж 28 апреля, а руки написать отчет дошли только сейчас.

Заявлено было 3 доклада:

– Разработка логотипа: как помочь заказчику написать хороший бриф

– Как сделать афишу

– Хватит играть со шрифтом: 10 ошибок в работе со шрифтом и 5 способов их избежать

Все они и прозвучали. Однако наполнение несколько отличалось от того, что я себе рисовала в воображении, идя на митап. Особенно этим грешили 2 последних доклада: первый из них можно было смело переименовать в “Посмотрите, какие офигенные афиши делаю я и мои друзья“, а второй – “Покупайте шрифты, а иначе все, что вы делаете, можно выбросить в мусорку“.

Справедливости ради, кое-что во втором докладе зацепило: а именно – разделение композиций на импульсные и резонансные.

Задача импульсных – мгновенно захватить внимание. Резонансные же, напротив, не вызывают такого “уау-эффекта” при беглом просмотре, но притягивают своей сложностью и многозначностью, заставляя рассматривать их часами.

В итоге можно смело сказать, что самым приятным впечатлением оказался подаренный компанией Velcom блокнот (ручка тоже была, но я ее быстро потеряла). Обидно как-то получилось: темы-то важные и нужные, а полезных знаний я вынесла мало. Потому пообещала себе восполнить этот пробел. И начать – с последней темы, на которую я возлагала самые большие надежды.

Итак, 11 наиболее распространенных ошибок при работе со шрифтами (прочувствованные на собственном опыте и вычитанные у умных людей):

1) Недостаточный контраст с другими шрифтами: в дизайне используется несколько шрифтов, визуально очень похожих друг на друга (шрифты одного типа, например, рукописные, либо одинаковые шрифты с очень маленькой разницей размере). В итоге вместо того, чтобы подчеркивать друг друга, шрифты конкурируют и заставляют задуматься, намеренно ли они отличаются совсем немного, либо это ошибка.

2) Недостаточный контраст с фоном. Каким бы красивым ни был шрифт, если из-за низкого контраста с фоном текст невозможно прочитать, это серьезная проблема.

3) Отсутствие выравнивания. Когда элементы на странице расположены бездумно, это всегда заметно. Использование сеток помогает проконтролировать, что всем блокам информации найдется достойное место и результат получится, как минимум, аккуратным.

4) Недостаточное внимание к визуальной иерархии. Самые главные элементы должны быть самыми заметными (а значит выделяться размером, цветом и формой). Если внимание в первую очередь захватывают второстепенные элементы (или того хуже – за него конкурируют все элементы подряд), это ошибка. Ну и, конечно же, не стоит забывать о правиле близости: элементы, которые расположены рядом, воспринимаются как связанные по смыслу.

5)  Слишком маленький интерлиньяж. Не стоит всегда полагаться на значение по умолчанию для  расстояния между сроками. Иногда совсем небольшое увеличение этого расстояния делает текст намного более удобочитаемым.

6) Использование более 3 шрифтов за один раз. В большинстве случаев уже 2 шрифта – это вполне достаточно. Если вы не хотите, чтобы ваша работа была похожа на открытку, которую сделала секретарша, впервые обнаружившая WordArt, умеренность – ключ к успеху.

7) Слишком маленький размер шрифта. Если, конечно, ваша цель – не в том, чтобы читатель морщил лоб, пытаясь разобрать написанное.

8 ) Использование выравнивания по ширине. Это то, чего точно нужно избегать в текстах на сайтах. При выравнивании по ширине расстояние между словами становится различным, что затрудняет чтение.

9) Слишком короткие или слишком длинные строки.

10) Недостаточное использование белого пространства. Когда все элементы как будто склеены друг с другом, становится весьма трудно различать их.

11) Введение слишком большого числа вариаций вместо повтора. В одном месте заголовок выполнен зеленым шрифтом без засечек. В другом – синем с засечками. Ну и как тут выстроить в голове структуру материала, когда нет никакой стабильности?

Ну и напоследок – отличная статья о том, как выбрать правильный шрифт:

http://www.smashingmagazine.com/2011/03/24/how-to-choose-a-typeface/